Стартовая страница
 Каталог сайтов
 Обратная связь
 Поддержать сайт
 
 
 
  Оригинальный Подарок на свадьбу.
 
 Армянские сказки
 Армянские предания
 Армянские притчи
 Армянские легенды
 Давид Сасунский /Эпос/
 Армянские пословицы
 
 Армянский пантеон богов
 Верховный жрец Арарата
 Сказание об Ара прекрасном
 Сказание об Арий Айке
 
 Армянская поэзия
 Армянские басни
 
 Армянская свадьба
 Армянские женские имена
 Армянские мужские имена
 Армянские народные инструменты
 Армянские праздники
 Армянские традиции
  
 
Яндекс цитирования

Свадьба


Сейчас свадьба обычно начинается в субботу вечером и заканчивается в понедельник утром. бывает и так, что начинается свадьба в пятницу, потому что понедельник является рабочим днем и большинство приглашенных гостей не смогут принять участие в третьем дне торжества.
в назначенный день в доме жениха собираются его гости, а в доме невесты – ее гости. в обоих домах начинается веселье – играют, поют, танцуют. в доме жениха заранее приготовляют гарсаник мисс (свадебное мясо), для чего режут быка. этот обряд называется ез ктрел, или мсацун, мисс мортел.
в прошлом этот обряд обставлялся особым ритуалом, носящим религиозно-мистический характер. тогда во время резания быка жених, сделав ножом крестообразный знак на шее животного, клал окровавленный нож в карман либо смачивал кровью замок, который затем закрывал и хранил при себе, открывая только в брачную ночь. эти магические действия должны были обеспечить плодородие жениха.
теперь же данный ритуал ограничивается тем, что музыкант, а также тот, кто должен резать быка, поставив ногу на шею связанного животного, говорят, что нож не режет, требуя выкупа.
как и раньше, обряд сопровождается пением и танцами. хотя в последнее время об этом обряде даже редко вспоминают – далеко на каждой свадьбе есть возможность резать быка, а скорее всего потому, что обряд довольно обременительный и отнимает много времени.
после этого в доме жениха все садятся за стол избирают тамаду и часов до 11-12 вечера пируют и веселятся. в дом невесты в этот вечер относят часть вина, мяса и других продуктов. человек (обычно молодой), который относит все это угощение, называется агвес – вестник. однако в последнее время родители девушки часто отказываются от того, чтобы отец жениха посылал в их дом мясо, напитки, и все расходы праздничного стола берут на себя.
в прошлом на второй день свадьбы, утром, обычно совершался обряд «бритье жениха», который теперь почти исчез, поскольку с изменением брачного возраста жених еще до свадьбы начинает бриться, (стоит заметить, что в былые времена практически всегда женихи были настолько молодыми, что первое бритье совпадало с периодом свадьбы).
во время этого обряда жених сидел в окружении азабов (холостой молодежи), которые держали в руках зажженные свечи. рядом с женихом становился кавор и азаббаши (глава холостой молодежи). специально приглашенный для этой цели парикмахер начинал брить жениха, несколько раз останавливая работу, ссылаясь на тупую бритву. после получения выкупа – халата – он продолжал бритье, а в конце работы нередко оставлял часть невыбритою, пока опять не получал выкупа.
интересно, что в некоторых районах армении при выполнении этого обряда жених садился на перевернутую вверх дном корзину, под которой находилась горящая свеча. ритуал, очевидно, символизировал посвящение юноши в следующий возрастной класс. этому отвечал и обряд одевания жениха и невесты.
обязательная деталь свадебного костюма жениха – красный бант слева на груди. в армянских традициях красный бант символизирует непорочность.
на второй день свадьбы, то есть в воскресенье, жених и близкие ему родственники, взяв с собой вино или коньяк, в сопровождении музыкантов идут сначала в дом кавора. там уже накрыт стол, присутствующие немного закусывают, выпивают, а затем торжественно ведут кавора в дом жениха. кавор берет с собой сини, на котором лежат подарки, сладости, а также свадебную одежду невесты.
примерно в середине этого дня жених, его отец, брат жениха (песахпер, или чахачпер), кавор с женой, а также молодежь в сопровождении музыкантов отправляются из дома жениха в дом невесты, где продолжается всеобщее веселье. затем жена кавора и остальные женщины удаляются в отдельную комнату, где с песнями облачают невесту в одежду, принесенную кавором. раньше свадебный наряд невесты был обычным армянским женским костюмом, только более богато украшенным. теперь же армянские невесты предпочитают классический свадебный стиль – белое платье и фату.
кавор, жених, сестра невесты (харснакуйр) выводят ее к гостям. жених и невеста впервые вместе садятся за общий стол. через некоторое время кавор напоминает, что невесте пора уходить в дом жениха. при выходе участников свадьбы из дома невесты ее младший брат обычно преграждает им дорогу, пока не получит от кавора подарка.
вперед всех в дом жениха направляется упомянутый агвес, сообщающий, что свадебный поезд подходит. за эту весть он получает от матери жениха курицу. на протяжении всего пути к дому жениха родственники и соседи накрывают столы с угощениями и преподносят невесте небольшие подарки. по мере приближения шествия во дворе дома начинается борьба (ках, гуляш) родителей жениха между собой, носящая шуточный характер. при этом обязательно должная победить мать, что, несомненно, указывает на пережитки матриархата.
мать жениха кладет на пороге дома под ноги жениху и невесте по тарелке. они должны одним ударом разбить их, но первым, согласно обычаю, это должен сделать жених, чтобы быть главой в семье. в это время мать жениха перекидывает по одному лавашу через плечо невесты и жениха, а на их головы сыплет изюм, орехи, конфеты.
невесту молодые женщины, жена кавора и харснакуйр ведет в отдельную комнату, где она не садится на предложенное сиденье до тех пор, пока не получит от свекрови подарок. часто ей на колени сажают мальчика, которому она дарит пару носков. обряд «сажание мальчика» символически означает пожелание невесте сына.
затем невеста вместе с женихом, кавором, его женой, харснакуйр и азаббаши садится за общий стол рядом с женихом. веселье вновь возобновляется и происходит в таком же порядке, как и во время обручения, с той лишь разницей, что стол бывает обильнее, а приглашенных гостей больше. со стороны невесты приходит человек 7-10.
в старину мать невесты должна была оставаться у себя дома и не принимать участия в свадебном пиршестве.
во время танцев обычно дают шабаш в пользу музыкантов. особенно большая сумма собирается во время танца жениха и невесты.
по поводу шабаша стоит особо отметить традицию, при которой гости вручают деньги, предназначенные для музыкантов, не им самим, а танцующей паре. пока длится танец, танцующим (в данном случае жениху с невестой и обычно даже только одной невесте) в руку между пальцами закладывают денежные купюры. эти купюры она по окончании танца должна отдать музыкантам. кстати сказать, такая форма благодарности музыкантам существует и по сей день.
вечером того же дня во время круговых танцев родственники жениха преподносят невесте подарки. при этом кто-либо из них громко объявляет, кто что принес. этот обычай называется канч (буквально «клич», «зов»). сейчас он в большинстве мест исчез.
свадебное пиршество продолжается до поздней ночи, после чего гости расходятся и остаются только близкие родственники.
стоит заметить: несмотря на то, что свадебное пиршество длится много часов, ни один гость не должен находится за свадебным столом очень долго. это считается неприличным. в течении часа-полутора гость принимает участие в торжестве, после чего прощается, еще раз поздравляет молодых и уходит. а на его место садится новый гость. гости за свадебным столом все время меняются, что дает возможность побывать на свадьбе большому количеству народа. да это и обоснованно, ведь в армянских селениях на свадьбе бывают почти все живущие в округе.
третий день свадьбы - это день хаша, хаши ор. в тот день в доме жениха собираются кавор, отец невесты, близкие родственники жениха и невесты, а также молодежь во главе с азаббаши. гостей угощают специально приготовленным хашем, мясными блюдами, сладостями, вином. на этом, собственно, и кончается сама свадьба.


<<<Назад